[1] У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и
которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим Сартр Ж.-П. *
[2] Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том,
откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего
хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том,
откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет
знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для
которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем. Лао-Цзы *
[3] Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем Ганди Махатма *
[4] Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и
времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени Толстой Л. Н. *
[5] Цель жизни - жизнь!? Если глубоко всмотреться в жизнь, конечно,
высшее благо есть само существование. Нет ничего глупее, как пренебречь
настоящим в пользу грядущего. Настоящее есть реальная сфера бытия... Герцен А. И. *
[6] Время подобно ребёнку, ведомому за руку: смотрит назад... Кортасар Х. *
[7] Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к
какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке,
подвержен опасности внутреннего падения Франкл В. *
[8] Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно,
когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро.
Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не
существенно Франкл В. *
[9] Нет ни
искупления, ни отпущения грехов; грех не имеет цены. Его нельзя
выкупить обратно, пока не будет выкуплено обратно само время Фаулз Дж. *
[10] Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро Эйнштейн А. *
[11] Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно Франс А. *
[12] Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня Сенека *
[13] Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем Пифагор *
[14] Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала Кьеркегор С. *
[15] Жизнь - это очень короткое время между двумя вечностями. Карлейль Т. *
[16] Твое прошлое скрывается в твоем молчании, настоящее – в твоей речи, а будущее – в твоих ошибочных шагах Павич М. *
[17] Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родится и
время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время
убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время
плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время
разбрасывать и время собирать камни; Время обнимать и время избегать
объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время
любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Екклисиаст *
[18] Время проходит, вот в чем беда. Прошлое растет, а будущее
сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать — и все обиднее за
то, чего не успел Харуки Мураками *
[19]
Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится
ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь,
что оно давно уже здесь Сартр Ж.-П. *
[20] На самом же деле никакого времени не существует, нет никакого "завтра”, есть только вечное "сейчас” Акунин Б. *
[21] Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно
непрерывное полотно, тебе не кажется? Мы привыкли кромсать эту ткань,
подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры – и потому часто
видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий; на самом
же деле связь вещей в ткани Времени действительно непрерывна Харуки Мураками *
[22] Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей
целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых
мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое
представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в
прошлом – реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его
не реализовали Сартр Ж.-П. *
[23] У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым. Камю А. *
[24] Под небом все лишь временно бывает. Лао-Цзы *
[25] Все течет, все меняется. Гераклит *
[26] Нельзя не то чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит
Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего
утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться
за время нашего произношения утверждения. Кратил *
[27] То, что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается; таково древнее постоянство. Сюнь-Цзы *
[28] Все в мире повторяется. Бэкон Ф. *
[29] Уходя, не оглядывайся. Пифагор *
[30] Отличительное свойство человека - желать непременно все начинать сначала... Гете И. *
[31] Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю,
что такое время. Если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не
знаю Августин Аврелий *
[32] Время есть мысль или мера, а не сущность. Антифонт *
[33] Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным
является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять. Аристотель *
[34] Будущее, мягко говоря, есть частная утопия индивидуума. Бродский И. *
[35] Нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет
ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний… Все
люди пренебрегают им, все сожалеют о его утрате Вольтер Ф. *
[36] Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой. Гоголь Н. В. *
[37] Солнце, сожги настоящее// Во имя грядущего// Но помилуй прошедшее! Гумилев Н. *
[38] Время есть отношение бытия к небытию. Достоевский Ф. М. *
[39] Время идет медленно, когда за ним следишь… оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует
два времени: то, за которым следим, и то, которое нас преобразует. Камю А. *
[40] Ничто не озадачивает меня больше, чем время и пространство, и
вместе с тем ничто не волнует меньше: ни о том, ни о другом я никогда
не думаю. Лэм Ч. *
[41] Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него Ницше Ф. *
[42] Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что остались. Писарев Д.И. *
[43] Все изменяется, ничто не исчезает. Овидий *
[44] Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды
на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего
воображения Пушкин А.С. *
[45] Становится новое старым, потом промчатся года // И старое сменится новью: так было, так будет всегда. Рудаки *
[46] Только время принадлежит нам. Сенека *
[47] Все бесконечное конец свой обретает. Тагор Р. *
[48] Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе Толстой Л. Н. *
[49] Непосредственное существование требует заполнения трещин настоящего будущим Уайтхед А. *
[50] И в мыслях даже не вмещается, чтобы было когда-нибудь время, когда никакого времени не было Цицерон *
[51] Время идет для разных лиц различно Шекспир В. *
[52] Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира. Шопенгауэр А. *
[53] Собственное, судьба, время - суть заменяющие друг друга слова. Шпенглер О. *
[54] Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас Флобер Г. *
[55] Будущее должно быть заложено в настоящем. Лихтенберг Г. *
[56] Время - движущееся подобие вечности Платон *
[57] Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы Толстой Л. Н. *
[58] На день надо смотреть как на маленькую жизнь. Горький М. *
[59] Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть? Августин Аврелий *
[60] Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего,
ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет
длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же
я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло? Августин Аврелий *
[61] В тебе, душа моя, измеряю я время… Впечатление от проходящего мимо
остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что
прошло и его оставило Августин Аврелий *
[62] Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время... я вижу, что время есть некая протяженность Августин Аврелий *
[63] Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и
будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? А если
настоящее остается действительным временем при том только условии, что
через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему
действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том
только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое
мгновение, переставая существовать… Августин Аврелий *
[64] Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не
существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят:
прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться
так: настоящее прошедшего, настоящее будущего Августин Аврелий *
[65] Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений,
которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит,
но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в
полноте своей пребывать не может Августин Аврелий *
[66] То, что время или совсем не существует, или едва существует,
будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна
часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет;
из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый
промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может,
как кажется, быть причастным существованию. Аристотель *
[67] "Теперь" каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим
о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим
о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой
душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат
времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на
небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем. Аристотель *
[68] Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь" … во
времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь""; "...во времени
имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь"… Теперь" есть
непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и
вообще является границей времени, будучи началом одного и концом
другого… Так как "теперь" есть ... конец прошедшего и начало будущего,
то... время всегда начинается и кончается... И оно никогда не
прекратится, потому что всегда начинается. Аристотель *
[69] Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не
испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит
в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то
время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе
с тем, предполагается, что произошло какое-то движение. Аристотель *
[70] Будущие события имеют своим истоком и решения, и некоторую
деятельность, и что вообще у того, что деятельное не постоянно,
возможность быть и не быть одинакова; у него возможно и то, и другое,
т. е. быть и не быть, а потому и произойти, и не произойти. Аристотель *
[71] И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны
времени - как мы имеем обыкновение говорить: "точит время", "все
стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим:
"научился [от времени]" или "сделался от времени молодым и красивым",
ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число
движения, движение же лишает [существующее] того, что ему присуще. Аристотель *
[72] Человеческая участь в мифологическом сознании ещё не предстает как
необходимость жить во времени. Это обстоятельство отражено в
гомеровском эпосе в виде абсолютного преобладания настоящего мгновения.
Даже в тех случаях, когда повествуется "предыстория" событий
"настоящего", перед нами оказывается лишь "предшествующее настоящее". В
результате время в эпосе по сути не идет, оно не имеет глубины, грани
между его измерениями стерты. Все события изображены в одной плоскости.
Время растяжимо и, в известном смысле, обратимо. Боги могут все. Барг М.А. *
[73] Чистая длительность есть форма, которую принимает
последовательность наших состояний сознания, когда наше "я" просто
живет, когда оно не устанавливает различия между наличными состояниями
и теми, что им предшествовали; для этого оно не должно всецело
погружаться в испытываемое ощущение или идею, ибо тогда оно перестало
бы длится. Но оно также не должно забывать предшествовавших состояний:
достаточно, чтобы, вспоминая эти состояния, оно не помещало их рядом с
наличным состоянием, наподобие точек в пространстве, но организовывало
бы их так, как бывает тогда, когда мы вспоминаем ноты какой-нибудь
мелодии, как бы слившиеся вместе. Бергсон А. *
[74] Промежуток времени существует только для нас в силу взаимопроникновения состояний нашего сознания. Бергсон А. *
[75] Наши восприятия, ощущения, эмоции и идеи предстают нам в двойной
форме: в ясной, точной, но безличной - и в смутной, бесконечно
подвижной и невыразимой, ибо язык не в состоянии ее охватить, не
остановив ее, не приспособив ее к своей обычной сфере и привычным
формам... ощущения и вкусы предстают мне в виде вещей, как только я их
изолирую и даю им названия; в человеческой же душе есть только процесс
постоянного развития. Бергсон А. *
[76]
Будущее есть убийца всякого прошлого мгновения; злое время разорвано на
прошлое и будущее, в середине которого стоит некая неуловимая точка. Бердяев Н. А. *
[77] Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и
прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего
настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже
совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное,
относительно его мы совершим творческий акт и оно вошло в состав нашего
настоящего… Бердяев Н. А. *
[78]
Воспоминание не есть сохранение или восстановление нашего прошлого, но
всегда новое, всегда преображенное прошлое. Воспоминание имеет
творческий характер. Парадокс времени в том, что в сущности, прошлого в
прошлом никогда не было, в прошлом существовало лишь настоящее, иное
настоящее, прошлое существует лишь в настоящем. Прошлое и настоящее
имеют совершенно разное существование. Настоящее в прошлом по-иному
существовало, чем существует прошлое в настоящем. Бердяев Н. А. *
[79] Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей
живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие
прорываются к вечности… Пророки обращены к будущему, но они прозревают
его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени
из вечности. В духе меняется измерение времени, время угасает и
наступает вечность. Бердяев Н. А. *
[80]
Во всяком деле начало и конец, но в деле человека нет конца, когда
можно сказать: я все исполнил, что был должен, теперь посмотрю, какие
плоды всех моих дел как целого. Такого времени не бывает. Человек имеет
дело с чем-то таким, чему конца нет. С бесконечностью… Бибихин В.В. *
[81] Суть времени - похоже, уже не время, а просто суть. Суть, пожалуй,
не во времени. Недаром мы хотим со временем дойти до сути. Разбирая
время, мы хотим добраться не до времени: не до временного. С другой
стороны, нам нужно время, чтобы добраться до сути, как до сути времени,
так и, главное, до самой сути дела. Время - это то, с чем - "со
временем" - через что и благодаря чему мы доберемся до настоящего. Бибихин В.В. *
[82] Время… совершенно не зависит от движения, но существует само по
себе и находит условие своего бытия в себе самом, а не в движении. Бруно Дж. *
[83] Мышление - это мое движение и движение моих знаний во времени. Винтер Ш. *
[84] Выводить события будущего из событий настоящего невозможно.
Суеверие - вера в такую причинную связь. Свобода воли состоит в том,
что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть
познаны сейчас. Знать о них можно было бы лишь в том случае, если бы
причинность - подобно связи логического вывода - представляла собой
внутреннюю необходимость. Витгенштейн Л. *
[85] …время, которое укоренено в душе и есть как бы сама длительность
мировой души, не теряет от этого своего космического характера и не
становится чем-то субъективным. Гайденко П.П. *
[86] Время представляет собой случайное качество вещей: это ясно прежде
всего из того, что оно не есть нечто существующее само по себе, но лишь
приписывается вещам мышлением или разумом, поскольку вещи мыслятся с
точки зрения того, в состоянии ли они сохраняться дальше или должны
прекратить свое существование, может ли быть их жизнь более или менее
продолжительной, и имеют ли они, имели или будут иметь бытие. Гассенди П. *
[87] Само время вечно в своем понятии, ибо оно не какое-то определенно
время и также не настоящее, а время как время составляет его понятие.
Но последнее, как и вообще всякое понятие, само есть вечное, а потому
также и абсолютное настоящее. Вечности не будет. Вечности не было, а
вечность есть. Гегель Г. *
[88] Время, зуб которого разжевывает железо и пирамиды, видит лишь смерть, которую оно приносит Гельвеций К. *
[89] Только настоящее имеет бытие в природе, прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия. Гоббс Т. *
[90] Лишь благодаря своей сопряженности в опыте с телом сознание
становится сознанием реально человеческим... и лишь благодаря этому оно
получает место в пространстве природы и во времени природы - во
времени, которое измеряется физически. Гуссерль Э. *
[91] Для измерения длительности любой вещи мы сопоставляем данную
длительность с длительностью максимально интенсивных и равномерных
движений вещей, из которой складываются годы и дни; вот эту-то
длительность мы и именуем временем. А посему такое понимание не
добавляет к длительности, взятой в общем ее смысле, ничего, кроме
модуса мышления. Декарт Р. *
[92] Один и
тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь
мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным
временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит
целый ряд изменений. Кант И. *
[93] Идея
времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле,
только посредством идеи времени можно представить себе, бывает ли то,
что действует на чувства, одновременным или последовательным;
последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на
него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если
ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после
другого есть то, что существует в разное время, так же как существовать
совместно - значит существовать в одно и то же время. Кант И. *
[94] Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не
акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе
человеческого ума необходимое для координации между собой всего
чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания. Кант И. *
[95] Во всех объектах - и внешних и внутренних - только с помощью
отношения времени ум может решить, что прежде, что после, т.е. что есть
причина и что есть действие. Кант И. *
[96] Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е.
созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле,
время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни
к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет
отношение представлений в нашем внутреннем состоянии. Кант И. *
[97] Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех
созерцаний. Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не можем
устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени.
Следовательно, время дано a priori. Только в нем возможна вся
действительность явлений. Все явления могут исчезнуть, само же время Кант И. *
[98] Порядок не есть событие, текущее во времени, …есть идеальный аспект действования. Лосский Н.О. *
[99] Время - фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно - пространство его развития. Маркс К. *
[100] К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия. Маркс К. *
[101] Во времени исчезает все, и исчезает без следа, и в этом-то и состоит подлинная сущность времени. Молчанов Ю. *
[102] Будущее есть только воля, а содержание воли есть только будущее. Муравьев В.Н. *
[103] Будущее - это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не
приходит таким, каким его ждешь. Не вернее ли сказать, что оно вообще
никогда не приходит? Если ждешь А, а приходит Б, то можно ли сказать,
что пришло то, чего ждал? Все, что реально существует, существует в
рамках настоящего. Пастернак Б. *
[104] Время есть жизнь души, пребывающей в переходном движении от одного жизненного проявления к другому. Плотин *
[105] Время есть продукт созерцания, неразрывно связанный с душой, как вечность неразрывно связана с умопостигаемым миром… Плотин *
[106] Время не разрывается на части и не делится между отдельными
душами подобно тому, как вечность существует неделимо, но в различных
проявлениях в вещах одного и того же порядка… Время заключается в
каждой человеческой душе, и притом время с одинаковыми свойствами. Плотин *
[107] Время… является измерением длины подобной жизни; эта длина
развертывается в бесшумно наступающих изменениях, которые протекают
равномерно. Плотин *
[108] Отрицание
времени было искушением и для Эйнштейна, ученого, и для Борхеса, поэта.
Оно отвечало глубокой экзистенциальной потребности… Физика, для того
чтобы она имела в глазах Эйнштейна какую-то ценность, должна была
удовлетворять его потребности в избавлении от трагедии человеческого
существования. Время и реальность нерасторжимо связаны между собой.
Отрицание времени может быть актом отчаяния или казаться триумфом
человеческой мысли, но это всегда отрицание реальности. Пригожин И.Р. *
[109] Открытие большой длительности может выражать забвение
человеческого времени, которое всегда требует ориентира в настоящем.
Этих губительных последствий можно избежать лишь при условии сохранения
аналогии между временем индивидов и временем цивилизаций: аналогии
роста и упадка, созидания и смерти, аналогии судьбы. Рикер П. *
[110] Невещественное - тайна, находящаяся за пределами чувств, - не
имеет ни пространственного, ни временного характера. Похоже, это дает
нам изящную краткую триадическую классификацию: физическое - это
пространственно-временное, психологическое - это непространственное, но
временное, а метафизическое - это ни пространственное, ни временное. Рорти Р. *
[111] Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет
существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь
связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет
существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я
единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире Сартр Ж.-П. *
[112] Действительное будущее - есть возможность такого настоящего,
которое я продолжаю в себе и которое есть продление действительного в
себе. Мое будущее вовлекает как будущее сосуществование очертания
будущего мира… будущее в-себе, которое обнаруживается моим будущим,
существует в направлении прямо соединенном с реальностью, в которой я
существую Сартр Ж.-П. *
[113] Диалектика
как движение действительности невозможна, если не диалектично время,
т.е. если отрицают определенную активность будущего как такового. Мы
должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени:
время, как конкретное свойство истории, созидается людьми на основе их
изначального времяполагания Сартр Ж.-П. *
[114] Непосредственным источником формирования категории времени
служило прежде, служит и теперь повседневное, основанное на практике
чувственное восприятие непрерывной смены событий… необходимым условием
познания реального времени является не только наблюдаемая человеком
смена событий, но прежде всего его практическое взаимодействие с
действительностью. Спиркин А.Г. *
[115]
При утверждении, что время соотносительно, мы не обязательно
подразумеваем, что оно зависит только от материальных событий. Оно
может зависеть также от психических событий Уитроу Дж. *
[116] Каковы бы ни были законы природы, направление времени в нашем
личном опыте является направлением увеличения знаний о событиях Уитроу Дж. *
[117] Мифологическая концепция времени… не количественна и абстрактна,
но качественна и конкретна. Мифопоэтическое мышление не знает времени
как однородной продолжительности или как последовательности качественно
индифферентных мгновений… Первобытный человек не абстрагирует идею
времени от своего переживания времени Франкфорт Г. *
[118] В верно увиденном и верно эксплицированном феномене времени укоренена центральная проблематика всей онтологии Хайдеггер М. *
[119] Расхожему опыту времени ближайшим образом и большей частью
известно только "мировое время", но он вместе с тем всегда наделяет его
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ отношением к "душе" и "духу". И это даже там, где до
выраженной и первичной ориентации философского вопрошания на "субъект"
еще далеко Хайдеггер М. *
[120] Время - вещь, о которой идет дело, наверное, все дело мысли Хайдеггер М. *
[121] Мы ощутим его присутствие во всяком простом, достаточно свободном
от предрассудков осмыслении сущего в его данности и подручной близости Хайдеггер М. *
[122] ...взаимное протяжение наступающего, осуществившегося и настоящего Хайдеггер М. *
[123] Просвет протяжения наступающего, осуществившегося и настоящего
сам допространственный, только поэтому он может вмещать пространство,
то есть иметь место Хайдеггер М. *
[124]
Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует
искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто... Циолковский К. *
[125] Все времена мы создаем себе сами, в этом нет сомнения; Бог времени не создал; он дозволил его создать человеку Чаадаев П.Я. *
[126] Объект - это не что иное, как время, фиксированное исключительно в настоящем Шеллинг Ф. *
[127] Единственно, времени изначально присуще направление, хотя точка,
указывающая на это направление, и удалена в бесконечность; но именно по
той причине, что времени изначально присуща направленность, мы в
состоянии различить здесь только лишь одно направление [...] Шеллинг Ф. *
[128] Будущее скрыто от нас - не в настоящем, а в будущем. Время - это посредник между возможным и действительным. Шопенгауэр А. *
[129] Попробуем заменить в любом философском или физическом тексте
слово "время" словом "судьба" и мы сразу почувствуем, в каких дебрях
заблудился рассудок и насколько невозможной является "группа
пространство и время". Что не пережито и не прочувствовано, что только
продумано, неизбежно принимает пространственные качества. Физическое и
кантово время представляет собой линию... Этим и объясняется, почему ни
один из философов-систематиков не умел ничего предпринять по отношению
к понятиям прошедшего и будущего. Шпенглер О. *
[130] Недоступная научному познанию идея судьбы, скрывающаяся за
словом... "время", относится к области непосредственного переживания и
интуиции... Не математика и абстрактное мышление, а история и живое
искусство - и я прибавлю еще: великий миф - дают нам ключ к проблеме
времени. Шпенглер О. *
[131] То, что греки
называли "Космосом", было картиной мира не становящегося, а
пребывающего, следовательно, сам грек был человеком, который никогда не
становился, а всегда пребывал. Шпенглер О. *
[132] ...египетская душа, стремящаяся со всей страстью к бесконечному,
воспринимала весь мир в виде прошедшего и будущего, а настоящее,
идентичное с бодрствующим сознанием, казалось только узкой гранью между
двумя неизмеримыми пространствами. Шпенглер О. *
[133] Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и
будущим - не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая. Эйнштейн А. *
[134] Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне
времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне
пространства. Энгельс Ф. *
[135] Прошлое
содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее
могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако именно
оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном
знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит
его в себе. Ясперс К. *
[136] Удивительно
устроен человек - он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к
тому, что безвозвратно уходят дни его жизни Абу-ль-Фарадж *
[137] Жить в прошлом или в будущем может быть менее радостно, чем жить
в настоящем, но зато там никогда не бывает такого крушения иллюзий.
Настоящее никогда не будет тем, что уже случилось, или тем, что могло
бы быть. В поисках чего-либо вне времени - лишь опустошающее чувство
бессмысленности и безнадежности. Лэйнг Р. *
[138] Время - пусто, оно лишено содержания. Упование на него столь же
тщетно, сколь и тщетны попытки от него убежать. Нечто, присвоенное себе
на все времена, которое длится и тянется бесконечно, принимает облик
обманчивой вечности. Это попытка жить вне времени за счет жизни в
каком-то отрезке времени, жить, позабыв о времени, в прошлом или в
будущем. Настоящее никогда не наступает. Лэйнг Р. *