[1] Вам-то давно знакомо то, что вы имеете в виду, употребляя выражение
"сущее", а мы верили когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в
замешательство. Платон *
[2] Мне кажется,
что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей
уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим Сартр Ж.-П. *
[3] И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир Джонсон Дж. У. *
[4] Можно купаться в количестве слез, пролитых лучшими мыслителями по поводу того, что судьбы человека еще не измерены Хлебников В. *
[5] У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может Сартр Ж.-П. *
[6] тревога является реальностью свободы – как потенциальность, предшедствующая материализации свободы Кьеркегор С. *
[7] Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что
она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей
страшит Фрейд З. *
[8] Не зря ли знаньем бесполезным Свой дух дремотный мы тревожим? В тех, кто заглядывает в бездну, Она заглядывает тоже... Губерман И. *
[9] Я не думаю, что нам нужно слишком серьезно воспринимать европейских
экзистенциалистов, твердящих о страхе, страдании, болезни и тому
подобном, единственным средством против которых, по их мнению, является
выдержка. Это высокоинтеллектуальное хныканье на возвышенные темы
оказывается вечным источником неудач в работе Маслоу А. *
[10] Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния Сартр Ж.-П. *
[11] Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла Розанов В. В. *
[12] То ж, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью,
это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое
утверждение того, что есть Толстой Л. Н. *
[13] Присутствие тревоги свидетельствует о жизнеспособности Мэй Р. *
[14] Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека,
тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили,
означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу
своей тревоге. Мэй Р. *
[15] ...иллюзорный идеал жизни, из которой исключена тревога, представляет собой искаженное восприятие реальности.. Мэй Р. *
[16] Тревога – важнейший элемент существования человека Мэй Р. *
[17] Встреча с тревогой может освободить нас от скуки, может обострить
наше восприятие, она создает то напряжение, на котором основано
сохранение человеческого существования. Если есть тревога, значит,
человек живет. Мэй Р. *
[18] ...тревога есть переживание Бытия, утверждающего себя на фоне Небытия Мэй Р. *
[19] Без сомнения, проблема тревоги является узловой точкой многих
важнейших вопросов; разрешение загадки тревоги прольет поток света на
всю психическую жизнь человека Фрейд З. *
[20] ...Мы знаем страх того, // Что мы не знаем. Сумерки приносят // Неясный ужас.. Оден У. *
[21] "Небытие" – не просто страх физической смерти, хотя, возможно,
именно смерть является самым распространенным предметом и символом
тревоги. Угроза небытия относится к религиозной и духовной сфере жизни,
поскольку это есть страх перед бессмысленностью существования. Мэй Р. *
[22] Вас не должно удивлять, что у меня накопилось много новой
информации относительно наших гипотез о феномене тревоги. Неудивительно
и то, что вся эта информация пока еще не подводит нас к решению этой
сложной проблемы Фрейд З. *
[23] тот, кто
наблюдал жизнь современного поколения, едва ли может отрицать, что
абсурдность нашей жизни, а также причина тревоги и беспокойства нашего
поколения заключается в следующем: с одной стороны, истина становится
все сильнее, охватывает все больше предметов, отчасти она даже растет в
своей абстрактной ясности, но, с другой стороны, чувство уверенности
неуклонно уменьшается Кьеркегор С. *
[24]
Созерцая ослепление и убожество человека перед лицом молчащей
вселенной, человека, лишенного света, предоставленного самому себе,
покинутого в этом уголке вселенной, не знающего, кто его сюда послал,
зачем он тут находится или что будет с ним, когда он умрет, не
способного ничего понять, – я начинаю содрогаться от страха Паскаль Б. *
[25] ...тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека Кьеркегор С. *
[26] Свобода несет с собой тревогу. Мэй Р. *
[27] ...невротическая тревога, связывающая человека и лишающая его
возможности творить, рождается в той ситуации, когда человеку не
удается двигаться вперед, переживая нормальную тревогу Мэй Р. *
[28] В логических системах мысли часто говорится о превращении
возможности в реальность. Но фактически все обстоит не так просто.
Между первым и вторым лежит один решающий момент. Это – тревога... Тиллих П. *
[29] способность быть самим собой зависит от способности встретиться со
своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу Мэй Р. *
[30] ...попытка убежать от тревоги обречена на провал. Более того, тот,
кто желает избавиться от тревоги, теряет бесценную возможность
осуществлять себя, не способен учиться быть человеком Мэй Р. *
[31] Если бы человек был зверем или ангелом, он бы не мог испытывать
тревогу. Но, являясь синтезом того и другого, он способен ощущать
тревогу, и чем полнее его тревога, тем более велик этот человек. Это
утверждение было бы неверным, если бы, как принято думать, тревога
относилась к чему-то внешнему, к тому, что лежит за пределами человека;
но в действительности человек сам создает тревогу Кьеркегор С. *
[32] Тревога является фундаментальным феноменом и центральной проблемой невроза Фрейд З. *
[33] В наши дни как среди профессиональных психологов, так и среди
непрофессионалов существует мнение, что тревога есть нечто негативное,
разрушительное и "патологическое", что с нею надо бороться и, если это
возможно, ее устранять... Но, как мы убедились, тревога не является
причиной дезорганизации личности, скорее она становится следствием или
выражением такого состояния Маурер О. *
[34] На основании моего профессионального и личного опыта я берусь
утверждать, что в процессе психотерапии следует относиться к тревоге
как к дружественной и полезной силе; при таком обращении тревога в
конце концов снова становится обыкновенной виной и моральным страхом, к
которым можно реалистично приспособиться, после чего начинается новый
процесс обучения Маурер О. *
[35]
Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда
вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет,
пожертвует ли человек свободой или утвердит ее Мэй Р. *
[36] рисковать – значит тревожиться, но не рисковать – значит потерять себя Кьеркегор С. *
[37] Позитивные стороны "Я" развиваются по мере того, как человек
встречается с тревогой, двигается сквозь нее и преодолевает вызывающие
тревогу переживания. Мэй Р. *
[38] Дело в том, что сопричастность Божескому не может продолжаться долго, не потревожив рассудок Эко У. *
[39] Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся Франкл В. *
[40] Пусть тот из вас, кто лишен невротических проявлений, первым бросит в меня камень, будь он теологом или психиатром Франкл В. *
[41] Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и
быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть
жертва обстоятельств, - значит отнимать у него его человеческое
достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека - становиться
виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление
вины Франкл В. *
[42] Тот, кто не может
привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту
времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности
внутреннего падения Франкл В. *
[43]
Человек должен быть уверен хотя бы в одном: что он хозяин своей смерти
и может выбрать для нее время и способ. Если у тебя есть такая
уверенность, ты способен многое выдержать. Ты всегда знаешь, что можешь
спастись от них, как только выберешь такую минуту Кундера М. *
[44] Должен ли он страдать из-за того, что не страдает? Должен ли он испытывать тоску из-за того, что не испытывает тоски? Кундера М. *
[45] Если мы задаём достаточно глубокие вопросы, наступает момент, когда ответы, если они могут быть даны, убивают Фаулз Дж. *
[46] Никто не хочет быть никем. Все наши поступки частично направлены
на то, чтобы заполнить или замаскировать пустоту, которую мы ощущаем
внутри Фаулз Дж. *
[47] Быть человеком или
человеческим учреждением - всё равно что ходить по канату. Нужно
сохранять равновесие и двигаться дальше Фаулз Дж. *
[48] Нет ни искупления, ни отпущения грехов; грех не имеет цены. Его
нельзя выкупить обратно, пока не будет выкуплено обратно само время Фаулз Дж. *
[49] Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни смысл? - Он нам непостижим. Как много разных душ под колесом фатальным Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым? Хайам О. *
[50] Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним. Соломон *
[51] Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он
ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать,
если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его
судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его
тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в
абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения Тиллих П. *
[52] Осознание своего одиночества и отъединенности, своей беспомощности
перед силами природы и общества превращает его отъединенное, расколотое
существование в невыносимую тюрьму. Переживание отъединенности вызывает
тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным
означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои
человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным,
неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир
может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать Фромм Э. *
[53] Постольку ребенок приходит в этот мир, он сознает, что одинок, что
представляет собой сущность, отдельную от всех других. Эта
отъединенность от мира, подавляюще сильного и могущественного и часто
угрожающего и опасного по сравнению с индивидуальным существованием,
рождает чувство бессилия и тревоги Фромм Э. *
[54] Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у
меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал,
как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда
возникали с одним и тем же вопросом: "почему?" и "зачем?" ...Эти
вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки,
собирались в одно черное пятно Толстой Л. Н. *
[55] Современный экзистенциальный кризис есть, в конечном счете,
религиозный кризис: это осознавание того, что ... экзистенция есть
замкнутый мир, приводящий к тошноте и отчаянию. Некоторые психологи
концентрируются на аспекте скуки или тошноты, другие на глубинной
тревоге, третьи – на потере индивидуальности и механизации, которая
приводит к неврозу бессмысленности. Но, по сути, мы имеем дело с вторым
"грехопадением” человека, для которого оказалось невозможным религиозно
проживать все аспекты своей жизни. ван Каам А. *
[56] Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его
приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что
замечаешь, что оно давно уже здесь Сартр Ж.-П. *
[57] Ночь, улица, фонарь, аптека,// Бессмысленный и тусклый свет. //
Живи еще хоть четверть века – // Все будет так. Исхода нет Блок А. *
[58] Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на
того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что
знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя! Ницше Ф. *
[59] Вина отдельного человека остается на нем и она тем устойчивее, чем он отдельное Хайдеггер М. *
[60] Неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть
вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность
что бы то ни было определить Хайдеггер М. *
[61] Ужас приоткрывает Ничто. В ужасе "земля уходит из-под ног”.
Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет
ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами — вот эти существующие люди
— с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому в
принципе жутко делается не "тебе” и "мне”, а "человеку”. Только наше
чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться,
все еще тут Хайдеггер М. *
[62]
Изначальный ужас может проснуться в нашем бытии в любой момент. Для
этого совсем не надо, чтобы его разбудило какое-то экстравагантное
событие. Глубине его действия отвечает мелочность возможных поводов для
него. Он постоянно готов ворваться к нам, и все же врывается, вырывая
почву из-под наших ног, лишь очень редко Хайдеггер М. *
[63] И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать
безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во
многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь Екклисиаст *
[64] Наша жизнь — постоянное бегство от себя, точно угрызения совести
преследуют, пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он
начинает кричать, чтоб не слыхать речей, раздающихся внутри; ему
грустно, он бежит рассеяться, ему нечего делать — он выдумывает
занятие; от ненависти к одиночеству — он дружится со всеми, все читает,
интересуется чужими делами, наконец женится на скорую руку. Герцен А. И. *
[65] Страх возникает вследствие бессилия духа. Спиноза Б. *
[66] Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа Пушкин А.С. *
[67] Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой
туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу
какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в
целом Хайдеггер М. *
[68] Подвиг - поступок насмерть перепуганного человека Стругацкие А. Н. и Б. Н. *
[69] Из книги бытия: "Только один жил с начала света и до его конца - страх". Лец С.Е. *
[70] Мир возник, должно быть, от страха перед пустотой Лец С.Е. *
[71] Да, жалок тот, в ком совесть нечиста, и в ком чиста, и вообще, в ком совесть. Кривин Ф.Д. *
[72] В мир пришёл я, но не было небо встревожено. Умер я, но сиянье светил не умножено. И никто не сказал мне - зачем я рождён И зачем моя жизнь второпях уничтожена Хайам О. *
[73] Мы не требуем бессмертия; но нам невыносимо видеть, как поступки и
вещи внезапно теряют свой смысл. Тогда обнаруживается окружающая нас
пустота Сент-Экзюпери А. де *
[74] Ход
часов лишь однозвучный // Раздается близ меня, // Парки бабье
лепетанье, // Жизни мышья беготня, // Что тревожишь ты меня? Пушкин А.С. *
[75] Смысл жизни заключается в беспокойстве и тревоге Блок А. *
[76] Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот,
кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без
конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали
искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они
думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И
они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки
что-нибудь найти. Сэлинджер Дж. *
[77] Чувство вины - не что иное, как невыраженный упрек. А тревога - не что иное, как разрыв между "сейчас" и "позже" Перлз Ф. *
[78] Страх – как опасность неизвестности, прыжок из бытия в ничто. Страх – это наше «я не могу быть». Лэнгле А. *
[79] Тревога - это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия Тиллих П. *
[80] Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её Ницше Ф. *
[81] Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и
незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит
их, что они всеми способами стараются избавиться от него Гете И. *
[82] Мы тревожны, как зябкие зяблики, жить уверенно нету в нас сил: червь сомнения жил, видно, в яблоке, что когда-то Адам надкусил Губерман И. *
[83] Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у
меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и
всеобъемлющая тревога Камю А. *
[84] Я
сказал, что страх побуждает людей бежать друг от друга; но как только
они увидят, что страх их является взаимным, у них появится желание
подойти друг к другу. Кроме того, их влечет к сближению и чувство
удовольствия, испытываемое каждым животным при встрече с животным той
же породы, причем то очарование, которое связано с различием двух
полов, еще более увеличит это удовольствие. Монтескье Ш. де *
[85] Полное принятие ответственности за свои действия расширяет границы
вины, уменьшая возможности бегства. Индивидуум уже не может спокойно
удовлетвориться таким алиби, как «Я не имел этого в виду», «Я не мог
ничего поделать», «Я следовал непреодолимому импульсу». Ялом И. *
[86] Жизнь - нечто еще более адское, чем сам ад. Муки в аду не идут
вразрез с установленными законами... Но муки, ниспосылаемые жизнью, к
несчастью, не так примитивны... К такому миру, где не существует
законов, нелегко приноровиться Акутагава Р. *
[87] В фундаментальном настроении ужаса мы достигли того события в
нашем бытии, благодаря которому открывается Ничто и исходя из которого
должен ставиться вопрос о нем Хайдеггер М. *
[88] По-настоящему боишься только того, чего не понимаешь Мопассан Ги де *
[89] Время страшит нас своей доказательностью, неумолимостью своих
расчётов, на все прекрасные рассуждения о душе мы получали от него
убедительные доказательства противоположного Камю А. *
[90] Мы действительно сами выдумываем трагедию, чтобы как-то заполнить пустую жизнь Паланик Ч. *
[91] Рождение человека - ошибка, которую он пытается исправить на протяжении всей жизни Паланик Ч. *
[92] Люди не хотят, чтобы их жизни исправляли. Никто не хочет решения
своих проблем. Своих драм. Своих тревог. Не хотят начинать жизнь
заново. Не хотят упорядочивать жизнь. Ведь что они получат взамен?
Всего лишь огромную пугающую неизвестность Паланик Ч. *
[93] Tревога — разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».
Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать,
репетировать, пытаться обеспечить свое будущее Перлз Ф. *
[94] То, в чём мы живем, можно назвать тьмой внутри Апдайк Дж. *
[95] Начало всякого знания есть страх Шестов Л. *
[96] Нужно принять одиночество как ужас от своей конечности и ностальгию по себе как целостности Иванов Вяч.И. *
[97] Динамика жизни состоит в чередовании напряжения и расслабления.
Точка. Беспокойство – это опыт жизни. До последнего момента мы остаемся
неудовлетворенными, и так, неудовлетворенными уходим из этой жизни. Сваджельски Ж. *
[98] О нашей хрупкости нам напоминает вовсе не вторжение какого-то
определенного недуга: более смутные, но и более тревожные
предуведомления означают для нас угрозу изгнания из лона времени Сьоран Э. *
[99] Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно
воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и
обнаруживает всю его обманчивость. Ни один Великий инквизитор не имел
под рукой столь ужасных пыток, какие имеет страх, и ни один шпион не
умеет столь искусно нападать на подозреваемого как раз в то мгновение,
когда тот слабее всего, не умеет столь прельстительно раскладывать
ловушки, в которые тот должен попасться, как это умеет страх; и ни один
проницательный судья не понимает, как нужно допрашивать обвиняемого -
допрашивать его, как это делает страх, который никогда не отпускает
обвиняемого - ни в развлечениях, ни в шуме повседневности, ни в труде,
ни днем, ни ночью Кьеркегор С. *
[100] Наш
«универсальный конфликт» связан с тем, что мы стремимся быть
индивидуальностью, но индивидуальное существование требует от нас
признания пугающей изоляции Ялом И. *
[101] Тревога – это часть существования; пока мы продолжаем расти и созидать, мы не можем быть свободными от нее. Ялом И. *
[102] Тревога – не только враг, но и учитель: Она может указать путь к аутентичному существованию Ялом И. *
[103] Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворению жизнью Ялом И. *
[104] Младенец с плачем покидает тесную утробу, со страхом выходя в
огромный мир. Привыкнув к нему, он плачет и страдает, ибо предвидит,
что будет снова втиснут в узкий ящик. И мы не можем точно сказать:
боится человек тесноты или стремится к ней Ши Юй-Кунь *
[105] Будущее вкус не портит мне, Мне дрожать за будущее лень; думать каждый день о черном дне - значит делать черным каждый день. Губерман И. *
[106] Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек,
знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и
бессмертия. И мне хотелось спросить, а что рождается из страха перед
своим бессмертием (в частности - у говорившего это человека)? Не само
ли это рассуждение из него рождается и его компенсирует? Вообще - что
рождается из страха перед смыслом, который - никакой! - невоплотим во
времени и пространстве? Понятно, конечно, что страшно перед
установившимися отношениями бесконечности (заданной, бесконечной
задачей), при том что я, конечный (в смысле: не вечно сущий), очень
хрупок как часть этого установления... Поди вбери в себя пространство и
время, чтобы не кончаться! Это на абсолютном пределе доступного
человеку напряжения всех своих сил. Мы разными путями можем узнать об
этом. Но самый краткий - символ смерти. Так что страх здесь совершенно
особый. Мамардашвили М. *
[107] встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным Юнг К. Г. *
[108] То,что необъяснимо(т.е без причины) болит, и есть "душа", по
определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души Мамардашвили М. *
[109] И начнутся страдания, и муки вернутся, ибо в тело вновь заключена душа и не свободна отныне Пифагор *
[110] Бог или природа, – я уж не знаю кто, – дав человеку почти
божеский ум, выдумали в то же время для него две мучительные ловушки:
неизвестность будущего и незабвенность, невозвратность прошедшего Куприн А.И. *
[111] Если движешься в том направлении, в котором растет твой страх, значит, ты на правильном пути Павич М. *
[112] Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? Тютчев Ф.И. *
[113] Может, это звучит претенциозно, но мне кажется, у кого есть хоть крупица ума, тот может только грустить Бегбедер Ф. *
[114] Принимая решение в пользу стабильности, мы по сути выбираем свое
неизменное прошлое. В результате меньше тревожимся, но при этом ощущаем
вину за нереализованные возможности. Выбирая неопределенное будущее, мы
всегда делаем шаг в сторону личностного развития: больше доверяем себе,
смотрим на мир оптимистично, живем осмысленной жизнью, но в то же
время… обрекаем себя на постоянное переживание тревоги. Это та цена,
которую мы платим за движение и личностное развитие Леонтьев Д.А. *
[115] ...никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко
внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония, страх перед
чем-то неизведанным или перед чем-то, о чем он даже не осмеливается
узнать, - страх перед чем-то внутренним или же страх перед самим собой Кьеркегор С. *
[116] Наша жизнь - постоянно бегство от себя, точно угрызения совести
преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он
начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри... В этой
боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом
искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый
шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в
чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя Толстой Л. Н. *
[117] Все наше бытие совершается, как бы подхваченное вихрем, есть бегство – бегство из одной непостижимой бездны в другую Франк С. Л. *
[118] Временный успех всегда сопровождается сильной тревогой Дон Дж. *
[119] Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не
очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы
изгнана тревога… возбуждение тревоги и связанное с этим развитие
способности к сочувствию и взаимопониманию может стать жизненной
задачей для человека… Гебзаттель В. *
[120] Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя Ницше Ф. *
[121] Бояться - это значит знать, что ты живешь, а делать то, что боишься сделать, - это и есть жизнь Фолкнер У. *
[122] Если мы здесь по воле Бога - мы направляемся к Богу. Если же мы
здесь по воле слепого случая, логично заключает человеческий разум, -
мы идем в никуда. Отсюда рождается страх перед будущим Лири Т. *
[123] Тревога отсутствия смысла возникает как в силу сомнения, так и
тогда, когда прежние убеждения, идеи и ценности утрачивают способность
выражать человеческую ситуацию и отвечать на экзистенциальные вопросы
человека (например, потому что изменились исторические условия). Тиллих П. *
[124] Тревога вины возникает потому, что бытие человека не только дано
ему, но и предъявлено как требование. Человек несет ответственность за
свое бытие. Он обязан дать ответ на вопрос, что он из себя сделал, по
крайней мере самому себе. Тиллих П. *
[125] Перед нами сложный выбор: тревога или депрессия. Вняв зову души и
сделав шаг вперед, мы можем испытать очень сильную и острую тревогу.
Отказавшись сделать этот шаг и подавив душевный порыв, мы испытаем
депрессию. В таком сложном случае следует выбрать тревогу, ибо такой
выбор — это, по крайней мере, путь, ведущий к личностному развитию;
депрессия — это тупик и неудача в жизни Холлис Дж. *
[126] Эти ужасные вороны — депрессия, отчаяние и ощущение ненужности —
будут всегда где-то рядом, прямо за нашим окном. Независимо от того,
насколько осознанно мы хотим от них избавиться, они будут к нам
возвращаться снова и снова, а их хриплое карканье будет прерывать наше
сонное отрицание. Подумаем о них как о постоянном напоминании стоящей
перед нами задачи. Даже слыша их карканье, шум их крыльев, мы все равно
сохраняем свободу выбора Холлис Дж. *
[127] У ада нет границ; и нет его картины, Он — в нас, и где мы есть — там ад, И там, где Ад,— там мы всегда должны быть Мильтон Дж. *
[128] Мы, ничтожные! какой же путь мне выбрать для полета: Сраженья вечного иль вечного отчаянья? Куда б ни полетел, я окажусь в Аду; ведь Ад — я сам Мильтон Дж. *
[129] Мы живем, постоянно попадая в ловушки, Никто не может избежать
западни. Главное понять, попался ты или нет. Если ты в ловушке и не
осознал это, тебе - конец. Буковски Ч. *
[130] Наш мир, насколько мы приблизили его к себе за счет обхождения и
привычки, втянули в сферу наших понятий о жизни, всегда представляет
собой лишь маленький фрагмент и простилается между нами и реальной
чуждостью вещей подобно тонкому и легко рвущемуся покрывалу. Наш мир, в
качестве "понятого", то есть присоединенного к нам и уподобленного нам
посредством нашего истолкования, лишь с усилием покрывает тревожную
чуждость реального мира, последний же способен в любое мгновение
неожиданным и угрожающим образом прорвать эту оболочку вновь... Больнов О.Ф. *
[131] Блажен, кто не бывал невольником Метафизического страха! Он может мнить, что пытка, плаха — Предел всех мук. Дитя, дитя! Андреев Д. *
[132] В наш век всё вырастает в «проблему». Мы живем в эпоху тревоги,
на которую сами себя обрекли. Она не навязана нам извне. Мы сами
порождаем ее, навязываем миру и друг другу. Мертон Т. *
[133] Вы обретаете силу, мужество и уверенность от каждого пережитого
опыта, в котором вы осмелились остановиться и взглянуть в лицо своим
страхам. Рузвельт А.Э. *
[134] Люди
перестали верить в Бога. За этим последовало наказание: они стали
бояться себя, страстно желать фантасмагорического, и сейчас они
содрогаются при виде этого создания их собственного воображения. Кьеркегор С. *
[135] Жизнь людей полна тревог Дидро Д. *
[136] Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем. Блок А. *
[137] Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни — это
заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному
одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о
раскаянии, о самооправдании Сартр Ж.-П. *
[138] Я полагаю, что люди сопротивляются свободе, потому что боятся
неизведанного. Но ведь это смешно... Все неизведанное когда-то было
хорошо известно, и пребывало в наших душах... И только огромный
воображаемый страх сталкивает вас лицом к лицу, проводит к конфронтации
с самим собой. Загляните вглубь, посмотрите на корни этого ужаса. Тогда
страх утратит свою силу и боязнь свободы отступит и исчезнет. Вы -
свободны. Моррисон Дж. *
[139] Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия. Ницше Ф. *
[140] Один из верных путей в истинное будущее (ведь есть и ложное
будущее) - это идти в том направлении, в котором растет твой страх. Павич М. *
[141] ...почему мы так боимся что-то потерять, не зная даже, что мы
теряем? Нет, пусть уж лопухи будут просто лопухами, заборы - просто
заборами, и тогда у дорог снова появятся начало и конец, а у движения
по ним - смысл. Поэтому давайте